8 831 280 85 54 Нижний Новгород
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Что такое Комплексное экологическое разрешение (КЭР)?

С 1 января 2019 года юридические лица, работающие на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны получать комплексное экологическое разрешение (КЭР). Этот документ заменит собой ранее разделенную природоохранную документацию. Работы, которые ранее проводились в рамках проектов ПНООЛР, НДВ, НДС, теперь служат основой формирования КЭР

Заявка на КЭР подается:

  • для новых объектов не позднее, чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию нового или реконструируемого объекта
  • для эксплуатируемых объектов не позднее, чем за 4 месяца до окончания срока действия предыдущего КЭР

Получать комплексное экологическое разрешение нужно каждые 7 лет

Что включает в себя КЭР

  • проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, источников сбросов, образующихся отходов
  • Расчеты технологических нормативов
  • Расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)
  • Расчеты нормативов допустимых выбросов веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Проект программы производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (при необходимости ее проведения в соответствии с законодательством)
  • Проект программы повышения экологической эффективности (при необходимости)

Утвержденный порядок выдачи КЭР

Этап 1

  • Оценка воздействия текущей деятельности на окружающую среду
  • Разработка программы ПЭК
  • Разработка программы повышения экологической эффективности (в случае необходимости)
  • Разработка программы системы автоматического контроля

Этап 2

  • согласование ППЭЭ в Минпромторге (при необходимости)
  • согласование проекта нормативов допустимых выбросов в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

Этап 3

  • Подача заявки на КЭР в Росприроднадзор

Этап 4

  • Выдача КЭР в срок до 4 месяцев

«Справочник инженера-эколога» бесплатно

В «Справочнике инженера-эколога» эксперты EcoStandard group рассказали обо всех видах отчетности, правовых нормах и ответственности за нарушения. Заполните форму, и мы вышлем вам энциклопедию эколога на e-mail.

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Преимущества заказа КЭР в EcoStandard group

С 2010 года помогаем клиентам из всех регионов России
С 2010 года помогаем клиентам из всех регионов России
20 представительств позволяют оперативно выезжать на объекты, расположенные по всей стране – от Калининграда до Владивостока, и сокращать сроки проведения работ без потери времени и качества документации.
Обращаясь к нам, вы получаете гарантию качества услуг
Обращаясь к нам, вы получаете гарантию качества услуг
Все наши работы застрахованы. Мы успешно реализовали уже более 35 000 проектов, имеем большой опыт согласования с надзорными органами, тесно взаимодействуем с органами исполнительной власти, поэтому первыми узнаем об изменениях законодательства, оперативно на них реагируем и выполняем работы без ошибок.
За каждым проектом закрепляется личный инженер-эколог
За каждым проектом закрепляется личный инженер-эколог
Заказчика ведет специалист, который помогает отвечать органам власти, присутствует на проверках и выстраивает систему менеджмента. Среди наших кейсов – более 20 000 проектов по экологическому сопровождению, поэтому мы точно знаем, как освободить клиента от лишних забот и сделать проект максимально комфортным для него.
Знаем специфику разных отраслей
Знаем специфику разных отраслей
Выполняем работы разной сложности для всех объектов бизнеса: от малого предпринимательства до крупных государственных корпораций. Работаем со всеми сферами: от строительных компаний до нефтехимических предприятий.
В нашей команде >60 специалистов с высокой квалификацией
В нашей команде >60 специалистов с высокой квалификацией
Большой штат профессионалов с опытом работы от 3 до 10 лет и более позволяет нам закреплять отдельного специалиста за каждым заказчиком и обеспечивать выполнение всех законодательных требований на вашем проекте.
Проводим исследования в собственных лабораториях
Проводим исследования в собственных лабораториях
Все пробы анализируются и проверяются в нашем аккредитованном исследовательском центре. Мы не обращаемся к посредникам, поэтому гарантируем качество, оперативность и доступность услуг в любой точке России.

Разрешительная документация

Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации

Этапы работ

1
Заявка
Позвоните нам по номеру +7 831 280 85 54 или заполните онлайн-заявку, и наши специалисты свяжутся с вами
2
Заключение договора
После уточнения деталей мы рассчитаем стоимость и сроки выполнения работ
3
Выполнение работ
Мы разрабатываем экологическую документацию в согласованные с вами сроки
4
Согласование работ
Промежуточные результаты работ мы обязательно согласовываем с вами в электронном виде
5
Согласование проекта
Мы сами согласовываем проект в департаменте и территориальных организациях
6
Сдача работ
Вы получаете все необходимые документы

Закажите КЭР

Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

sochi.ru
лукойл
сбербанк
промсвязьбанк
роснефть
velux
альфабанк

Справочник КЭР

Зачем нужно разделение предприятий на категории воздействия?

Всего установлено четыре категории – от особо опасных (I) до малоопасных (IV). Отнесение к разным категориям НВОС позволяет предприятиям определить перечень обязательных документов:

  • Объекты IV категории освобождены от всех проектов и платы за негативное воздействие на окружающую среду: они отчитываются только за объемы отходов и выбросов в рамках регионального кадастра отходов и статистической отчетности.
  • Объекты III категории обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля (ПЭК) и осуществлять выплаты за негативное воздействие.
  • Объекты II категории разрабатывают декларацию НВОС, обязательно согласуют нормативы сбросов и выбросов с органами Роспотребнадзора.
  • Объекты I категории НВОС обязаны разрабатывать и получать комплексное экологическое разрешение.

Отнесение к определенной категории негативного воздействия прописано в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398.

Предприятия I категории – «рекордсмены» негативного воздействия на окружающую среду: они производят самые большие объемы выбросов вредных и токсичных химических соединений в воздух, воду и почву, образуют опасные отходы. На долю заводов, ТЭЦ и котельных приходится почти 60% выбросов.

К таким объектам относятся:

  • металлургические комплексы;
  • фармацевтические производства;
  • химическая промышленность;
  • станции обогащения железных руд;
  • изготовители пестицидов и т. д.

Ожидаемо серьезный вред наносят угле- и нефтедобыча, очистные сооружения, ГРЭС (конденсационные электростанции большой мощности), целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК). Разработка ископаемых и выработка энергии на холодных и малоосвоенных территориях выводят в топ списка объекты Урала и Сибири.

Получать КЭР стало обязательным в 2014 году, а в 2017 Минприроды утвердило список из 300 предприятий, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды РФ от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов»). Упомянутые объекты должны были получить КЭР к концу 2022 (в связи с законодательными пробелами обязательства срок продлили до 31.12.2024), а все остальные крупные предприятия – к 2025.

Основные понятия
  • Наилучшие доступные технологии (НДТ). Это и технические, и управленческие решения, которые помогут сохранить ресурсы производства и уменьшить его влияние на окружающую среду.
  • Проект программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) тесно связан с НДТ: его задача – планомерно развивать технологии производства и таким образом уменьшать негативное воздействие на окружающую среду.
  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) регулирует обращение с опасными бытовыми и промышленными отходами. В зависимости от класса опасности мусор по-разному перевозят, размещают и обезвреживают.
  • Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) – это максимум вредных веществ, который предприятие может (по закону) выбрасывать в воздух.
  • Проект нормативов предельно допустимых сбросов (НДС). Допустимое (тоже законом) количество вредных веществ для водной среды.
  • Производственный экологический контроль (ПЭК) следит за тем, чтобы предприятия соблюдали экологические законы, нормативы и требования – то есть чтобы вред от производства не выходил за обозначенные границы.

Наши специалисты помогают разработать все перечисленные документы. Они обязательны для любых объектов I категории негативного воздействия, так или иначе воздействующих на окружающую среду, а за их отсутствие возлагается административная ответственность в виде штрафа или приостановки деятельности до 90 суток.

КЭР регламентируется
  1. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» (вместе с «Правилами выдачи»).
  2. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (вместе с «Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды»).
  3. Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
  4. Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».
  5. Приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
  6. Приказами Минприроды «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства...» – применительно к НДТ в разных отраслях.

Получать КЭР нужно каждые 7 лет при условии неизменности технологического процесса. При смене юридического лица и до истечения семилетнего срока также необходимо пересматривать КЭР (заново подавать на согласование). За деятельность без КЭР могут оштрафовать (КоАП РФ ст.8.47):

  • должностных лиц – от 4 000 до 10 000 рублей;
  • юридических – от 50 000 до 100 000 рублей.

Необходимо отслеживать изменения в законодательстве и оперативно на них реагировать. Так, в мае было опубликовано Постановление Правительства от 11.05.2023 № 737 РФ о том, как устанавливаются сроки использования объектов, где размещают отходы I и II класса опасности. Закон вступит в силу 1 сентября этого же года.

Заявку на получение разрешения рассматривают по принципу «одного окна»:

  1. В Росприроднадзоре.
  2. Минприроды, когда объект рядом с особо охраняемыми природными территориями федерального значения или их охранными зонами.
  3. Минпромторге – оно оценивает НДТ: насколько эффективно предприятие использует свои возможности и ресурсы? Насколько успешно сдерживает негативное воздействие своего производства?
  4. Роспотребнадзоре, который проверяет соответствие НДВ (норму выбросов в воздух), НДС (нормы сбросов в воду) веществ I и II классов опасности санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  5. Росрыболовстве: рассматривает соответствие НДС и законам о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
  6. Росводресурсе: оценивает выполнение НДС веществ I, II классов опасности на основании статистических сведений.
Кто подает заявку на КЭР

Это может сделать как штатный эколог, так и сторонняя компания.

Специалисты должны оценить, насколько рационально предприятие использует ресурсы и соответствует ли оно установленным наилучшим доступным технологиям (НДТ). Если технологические нормативы предприятия превышают установленные технологические показатели по данной отрасли промышленности, то необходимо разрабатывать программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Подача и согласование ППЭЭ осуществляется в электронном виде через личный кабинет юридического лица на сайте Минпромторга России. Согласование с Минпромторгом обязательно.

Когда подавать документы

Не позднее, чем за два месяца до эксплуатации объекта НВОС, или за четыре – до истечения срока действия предыдущего КЭР (или индивидуального разрешения на выбросы, сбросы и отходы).

Какие документы входят в заявку на получение комплексного экологического разрешения?
  • Реквизиты предприятия и его руководителей.
  • Код объекта НВОС – уникальный номер предприятия – нужен для государственного учета.
  • Вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции.
  • Объемы потребляемых ресурсов: воды, электричества, теплоэнергии, сырья.
  • Сведения об авариях и инцидентах.
  • Расчеты по нормативам выбросов, технологическим показателям производства.
  • Расчеты НДВ, НДС веществ I, II класса опасности при наличии таковых в выбросах/сбросах.
  • Обоснование ПНООЛР.
  • Программа ПЭК.
  • Актуализированная заявка НВОС.
  • Программа установки системы автоматического контроля выбросов (программа САК).
  • Программа ППЭЭ (при необходимости).
Порядок действий при получении КЭР
  1. Провести анализ существующих справочников Наилучших доступных технологий (НДТ). Согласовать с Минпромторгом использование всех НДТ как по основному, так и по вспомогательному оборудованию.
  2. Провести актуализацию источников выбросов, сбросов, отходов по действующим приказам и постановлениям. Провести инструментальные исследования концентраций загрязняющих веществ на источниках выбросов и сбросов. Учесть при замерах возможность работы оборудования на разных нагрузочных режимах, а при инвентаризации – запланированные модернизации и реконструкции.
  3. Рассчитать технологические нормативы по выбросам и сбросам (при наличии нормативов сбросов в справочнике ИТС). Определить, нужно ли разработать Программу повышения экологической эффективности. При разработке программы ППЭЭ необходимо продумать поэтапную модернизацию оборудования, его оснащение системой очистки. Срок реализации всех мероприятий не должен превышать 5 лет. Провести согласование программы в Минпромторге РФ.
  4. Разработать нормативы допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования отходов. Учесть получение актуальных справок по состоянию окружающей среды (по выбросам и сбросам). Провести паспортизацию отходов, а затем – экспертизу проектов нормативов выбросов и сбросов с органами Роспотребнадзора. Получить санитарно-эпидемиологические заключения. Проект НООЛР не подлежит отдельному согласованию.
  5. Провести актуализацию категории НВОС, программы ПЭК. Разработать и согласовать план сокращения выбросов на период НМУ. При необходимости разработать программу оснащения источников выбросов автоматическими системами контроля. Данные системы контроля устанавливаются только на источники от основного технологического оборудования.
  6. Заполнить заявку на получение КЭР, приложив все полученные и согласованные документы, и подать ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Государство может отозвать КЭР, если за полгода с начала его действия появится превышение нормативов по выбросам и сбросам, или превышение не устранят; это касается и временных нормативов.

Мы помогаем компаниям разработать комплексное экологическое разрешение и другие виды экологической отчетности и документации.

Почему стоит доверить разработку КЭР и других экологических документов нам?

EcoStandard group занимается экологическим проектированием, нормированием и сопровождением с 2010 года: у нас в портфолио уже более 35 000 успешных проектов. Среди них – кейсы регионального и федерального уровня. Мы выполняем заказы разной сложности во всех уголках страны – не только в столице, помогаем и малому бизнесу, и госкорпорациям, а специфика компании может быть любой.

Наши работы застрахованы, мы мониторим изменения в законах – не придется переживать, что вы не отвечаете последним нормативно-правовым требованиям. Мы сопровождаем клиента на всех этапах работы, чтобы оказать консультационную поддержку по любому вопросу, сэкономить ресурсы заказчика и защитить его от штрафов. За каждый отдельный проект отвечает менеджер: он общается с госорганами, присутствует на проверках.

Инструментальные исследования различных сред проводим в собственном аккредитованном исследовательском центре, то есть занимаемся анализом и проверкой, не привлекая посредников. Это значит, что мы в полной мере отвечаем за результат и не скованы чужими сроками: при этом клиенту не нужно переплачивать за привлечение сторонней структуры.

Сроки получения и действия комплексного экологического разрешения

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общий срок рассмотрения заявки на получение КЭР не может превышать 4 месяцев

КЭР выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок. Условия успешного продления:

  • соблюдение установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления
  • отсутствие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • своевременное представление отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду
  • выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при наличии)
Пересмотр комплексного экологического разрешения

Если на предприятии поменялись технологические процессы, оборудование или сырье и в результате изменились установленные объемы или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ или лимитов на размещение отходов, то КЭР подлежит пересмотру до истечения 7 лет

Отзыв комплексного экологического разрешения

Территориальный орган Росприроднадзора может отозвать согласованное и полученное разрешение если:

  • на протяжении 6 и более месяцев предприятие нарушает установленные в КЭР обязательные нормативы и лимиты
  • объект, на который получен КЭР был снят с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Ваш город Нижний Новгород
Да
Выбрать другой
Выберите ваш город:
  • Астрахань
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Иркутск
  • Казань
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Челябинск
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск